Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию городской маршрут по северной столице – городу
Санкт-Петербург. Наш маршрут берет свое начало от старинного острова в самом центре культурной столицы – Новой Голландии.
Несомненным преимуществом нашего маршрута является наличие мест для переодевания и бесплатного хранения ваших вещей, к которым вы вернетесь в конце маршрута. Кроме того, на территории Новой Голландии находится большое количество санитарных комнат и мест для отдыха. Все они функционируют круглогодично, поэтому в любой сезон вы можете ими воспользоваться. Камеры хранения находятся в самом центре парка, у детской площадки, которая построена в форме корабля. Инфраструктура места старта позволяет комфортно подготовиться к началу беговой прогулки.
После того как вы оставили свои вещи в камере хранения, поверните налево и, пройдя вдоль пруда, остановитесь перед просторной площадкой, на которой при необходимости можете выполнить разминку. Далее прямо через площадку направляйтесь к месту старта – выходу с острова № 1 (смотрите указатели на 1-й мост Круштейна). Желаем «попутного ветра»!
Наш маршрут протяженностью 4,5 км начинается с выхода №1 на набережную Адмиралтейского канала. Преодолев 1-й мост Круштейна, поворачивайте направо и, двигаясь по набережной Адмиралтейского канала, рассмотрите остров Новая Голландия со стороны. Однако будьте осторожны - плитка на тротуаре в некоторых местах имеет неровности.
Новая Голландия представляет собой треугольный остров в Адмиралтейском районе. Точнее, это даже два острова, разделенных Ново-Голландским каналом. Правильная форма не оставляет сомнения в искусственном происхождении Новой Голландии. В 1719 году бригада подрядчика Семена Крюкова рыла канал от реки Мойки до Невы, который предназначался для сплава по нему леса на верфи Адмиралтейства и перевозки других строительных материалов.
В настоящее время Крюков канал длиннее: участок от Мойки до Фонтанки появился уже в 30-х годах XIX века. Однако, в 40-х того же столетия его часть от Адмиралтейского канала до Невы была засыпана. В процессе прокладки Крюкова канала и образовался треугольный кусок суши, на который в 20-х годах XVIII века были перенесены склады Адмиралтейства. Петру I это место напоминало Голландию, и рукотворный остров получил соответствующее название. Первоначально здесь располагались не только склады и мастерские, но и место отдыха государя. По его приказу в центре острова выкопали пруд и построили небольшой деревянный «дворец» — «Голландский домик», вокруг которого посадили плодовые деревья. В 1721 году согласно указу Петра I на острове был основан военный порт, первый в России.
Позднее появились две протоки, заканчивающиеся в «Ковше» – центральном пруду Новой Голландии. Долгое время попасть внутрь острова можно было только по этим водным магистралям, простых обывателей туда не пускали. Вот и распространялись по городу различные, порой невероятные слухи о тайнах, скрытых за высокими кирпичными стенами пакгаузов. Впрочем, при Петре I все постройки Новой Голландии были деревянными, а кирпичные здания здесь начали возводить в середине XVIII века, тогда же появился и канал, разделивший остров на две части.
Новые склады, взамен обветшавших, построили по проекту Саввы Ивановича Чевакинского из красного кирпича без традиционной для того времени отделки штукатуркой. Это придало зданиям мрачный и таинственный вид, что еще больше усилило загадочность острова. Новая Голландия всегда была территорией военных, даже тюрьма, построенная на острове в 1829 году, принадлежала Военному ведомству.
Круглое строение сначала именовали «Башней», а затем за ним закрепилось название «Бутылка». Среди мрачных и даже зловещих архитектурных сооружений Новой Голландии особое внимание привлекает величественная арка, проект которой создал архитектор Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Арка перекинута через Ново-Голландский канал и обрамляет вход на остров со стороны Мойки. Необычное сочетание красного кирпича и гранита и гигантские серые колонны создают впечатление средневекового замка. Глядя на арку, сложно поверить, что за ней вход в обычные армейские склады. Архитекторы императорского двора составили концепцию и разработали план застройки. Строительство каменных зданий началось в 1765 году и продолжалось несколько веков. Проект изменялся, сохраняя в основе исторические образцы.
Сегодня комплекс – общественное пространство для отдыха. Современный ансамбль Голландии – яркий образец русского зодчества и классицизма. Голландия заметно преобразилась и превратилась в историческое арт-пространство. На территории возвели специальный центр для развлечений, лекций и развивающих программ. Культурные площадки организуют тематические представления, а в вечернее время здесь проходят концерты. Для детей обустроены игровые зоны, где выступают аниматоры и артисты.
Оставляя позади себя Новую Голландию, оказываемся у первого регулируемого пешеходного перехода. Дожидаемся зеленого сигнала светофора и, предварительно посмотрев по сторонам, переходим дорогу. По правую руку перед нами находится подземный переход, который позволяет не задерживаться при переходе через улицу. Преодолев красивейшую лестницу остатков Адмиралтейского канала, попадаем на Конногвардейский бульвар. Перед нами открывается вид на бескрайний сквер Конногвардейского бульвара. Пробегая по скверу, обдающему свежим воздухом, можем наблюдать множество интересных достопримечательностей: слева дворец великого князя Николая Николаевича, сына императора Николая I, ныне – «Дворец Труда», справа казармы Лейб-Гвардии конного полка, недавно внесенные в список объектов культурного наследия народов РФ, и Конногвардейский манеж, построенный во времена Наполеоновских войн, а сейчас считающийся самым популярным местом в городе для проведения выставок, в конце сквера - Колонны Славы, украшенные статуями Ники – богини Победы. Не будем более подробно останавливаться на истории этих достопримечательностей, и продолжим движение по нашему маршруту.
В конце бульвара поворачиваем налево и, минуя нерегулируемый пешеходный переход, оказываемся у Библиотеки имени первого президента России Бориса Николаевича Ельцина. Эта библиотека является одной из крупнейших библиотек в России. Она была основана по указу Екатерины II в 1795 году и изначально называлась Императорской публичной библиотекой. На данный момент имеет статус национальной библиотеки Российской Федерации.
Следуя по маршруту, обращаем внимание на здание Конституционного суда, памятник архитектуры, возведенный первоначально для двух государственных органов управления Российской империи: Сената и Святейшего Правительствующего Синода. Этот объект стал последним крупным проектом зодчего Карла России, создателя архитектурного стиля русского ампира.
Ожидаем разрешающего сигнала светофора и совершаем пешеходный переход направо. Чуть левее открывается вид на набережную реки Невы, где виднеется Петропавловская крепость во всем своем великолепии. По правую руку от нас возвышается Петр I на коне, именуемый «Медным всадником». Это один из самых известных и любимых памятников в России, во многом олицетворяющий силу, мощь и решимость Петра I.
Идея создания памятника Петру I возникла у императрицы Екатерины II вскоре после ее восшествия на престол в 1762 году. Она поручила эту работу французскому скульптору Этьену Морису Фальконе. Фальконе работал над памятником более 12 лет. Он создал несколько моделей и эскизов, прежде чем остановиться на окончательном варианте. Памятник изображает Петра I верхом на вздыбленном коне, который по замыслу автора символизирует его решительность и энергию. Монумент был отлит из бронзы в 1775 году и в 1782 году установлен на пьедестале из красного гранита на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Это шедевр скульптуры, который отличается динамичностью и выразительностью, полнотой энергии и решимости, а вздыбленный конь подчеркивает мощь и силу реформаторской деятельности Петра I и его вклад в создание Российской империи.
Памятник является источником вдохновения для художников, писателей и музыкантов. Примером служат картины Александра Бенуа, поэма «Медный Всадник», написанная Александром Сергеевичем Пушкиным, одноименный балет композитора Рейнгольда Глиэра и многие другие.
Оставляя позади «бронзового Петра I», продолжаем движение по маршруту. Любуясь красотами набережной, гранитными мостовыми, спусками к воде, гладью спокойной реки, мы оказываемся у нерегулируемого пешеходного перехода у стен Адмиралтейства и поворочаем направо в его двор. Вот оно Адмиралтейство - сердце нашего города, символ могущества российского флота. Оно строилось по указу Петра Великого в начале 18 века. Он лично выбрал это место, желая, чтобы всё в городе начиналось с этого места от верфей, где будут строиться корабли для могущественного российского флота.
Всмотритесь в его фасад – это не просто здание, а настоящий корабль! Приглядитесь, даже шпиль напоминает мачту, а окна - словно иллюминаторы. Этот образ корабля – не случайность. Он символизирует морскую мощь России, её величие и стремление к покорению новых горизонтов, а шпиль – это ведь не просто украшение, а настоящее произведение искусства! Фигура корабельного флюгера, словно застывшая в движении, устремлена в небо. Раньше он крутился по ветру, указывая направление, как компас, и был символом надежды для моряков.
Обратите внимание на часы – это не просто часы, а целый архитектурный ансамбль! Их башня изящно вписана в общую композицию. А раньше каждый час раздавался бой, звон, который разносился по всему Петербургу. Многие жители не имели собственных часов, и ориентировались по бою Адмиралтейских.
За этими стенами, между прочим, некогда находились верфи. Представьте, здесь трудились сотни мастеров, создавая настоящие шедевры кораблестроения! В те времена Адмиралтейство было не просто верфью, а главным центром кораблестроения России, из этой гавани отправлялись в плавание многие знаменитые русские корабли.
Сейчас, конечно же, верфи здесь уже нет, но Адмиралтейство всё ещё напоминает нам о великом прошлом России, о её морской мощи и славе. С этого места, где начиналась история Петербурга, вы можете совершить свое собственное путешествие в мир истории, архитектуры и могущества российского флота!
Продвигаясь по маршруту до конца стен Адмиралтейства, открываем для себя вид на главную площадь Санкт-Петербурга – Дворцовую площадь и Эрмитаж, один из крупнейших культурно-исторических музеев мира.
Преодолевая дорогу по пешеходному переходу с правой стороны, мы оказываемся у порога Александровского сада. Здесь мы можем любоваться достопримечательностями как в самом саду – монументы богини Флоры Фарнезской, поэтов Василия Андреевича Жуковского и Михаила Юрьевича Лермонтова, композитора Михаила Ивановича Глинке, классика литературы Николая Васильевича Гоголя, географа и натуралиста Николая Михайловича Пржевальского, так и на близлежащей территории – Дом вольного экономического общества, Военно-топографическое депо Главного штаба, известный на всю Россию Невский проспект и Музей истории органов госбезопасности. Возвращаясь к инфраструктуре маршрута, следует отметить, что здесь в любое время года при необходимости вы можете воспользоваться бесплатными санитарными комнатами.
Добравшись до противоположного края Александровского сада, нашему взору открывается вид на великолепный Исаакиевский собор, около которого мы оказываемся, совершив пешеходный переход через регулируемый перекресток Адмиралтейского проспекта. Это один из самых известных и величественных соборов России, строительство которого началось в 1818 году под руководством архитектора Огюста Монферрана по указу Петра 1. Строительство продолжалось до 1858 года. В том же году он был освящен. Собор назван в честь Исаака Далматского, который является святым покровителем Петра I. Архитектор создал уникальный проект, сочетая разные архитектурные традиции. Одной из самых впечатляющих особенностей собора является его золотой купол, достигающий высоты 101.5 метра.
На внутренней стороне купола, расположены завораживающие фрески изображающие сцены из Ветхого и Нового Заветов. Необычайно красив фасад самого
собора, который имеет высокую колоннаду, состоящую из 96 колонн греческого гранита.
Так же на фасаде собора расположились несколько скульптур, в том числе статуи апостолов и святых. Величие и грандиозность собора подчеркивают 60 мозаик, за которыми можно наблюдать часами. В настоящее время он функционирует как музей, где можно с головой погрузиться в таинственность исторического и культурного наследия. Кроме того это действующий храм, в котором проходят богослужения.
Продолжая движение вдоль Исаакиевской площади, мы любуемся Исаакиевским сквером и памятником Николаю I. Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге был открыт 25 июня (7 июля) 1859 года на Исаакиевской площади. Воздвигнут по распоряжению его сына императора Александра II, пожелавшего подобным образом увековечить память об отце.
Выбор места был неслучаен. Оставивший бренный мир император шефствовал над Конногвардейским полком, расквартированным недалеко от Исаакиевской площади, вследствие чего участок между площадью и Мариинским дворцом казался наиболее подходящим для установки монумента.
Проект был создан архитектором Огюстом Монферраном. К этому времени француз был уже известным в России придворным архитектором, создавшем
в Санкт-Петербурге Александровскую колонну, интерьеры Зимнего дворца и Исаакиевский собор. Архитектор скончался до того, как памятник украсил Исаакиевскую площадь. Работу над его проектом продолжил П. К. Клодт. В результате был создан памятник высотой шесть метров, изображающий императора в седле на покорно стоящем жеребце. Моделью для коня императора стал любимый жеребец императора по кличке Амалатбек, чей облик был воссоздан в мельчайших деталях.
В итоге получилась статуя императора, на которой конь запечатлен в процессе вставания на дыбы, тогда как всадник показан сохраняющим полное спокойствие. Конный памятник Николаю I символизирует его верность делу, которое начал его великий предок – Петр I.
Пьедестал памятника Николаю I, являющийся его неотъемлемой частью, продуман до мельчайших деталей Огюстом Монферраном. Он имеет несколько ярусов и состоит из 118 блоков, изготовленных из белого мрамора, доставленного из Италии, и кварцита малинового цвета, привезенного из Карелии. Основание постамента изготовлено из гранита темно-серого цвета, который был ввезен из Финляндии.
На пьедестале располагается большое количество барельефов, которые посвящены деяниям российского императора. Он является центральной фигурой каждой сцены. В одной Николай усмиряет бунтовщиков в период эпидемии холеры, в другой открывает Николаевский мост, в третьей подавляет мятеж и т.п. Кроме сцен, прославляющих Николая I, на постаменте видны аллегорические фигуры женщин, символизирующие такие качества, как вера, сила, мудрость и правосудие. Авторы барельефов — скульпторы Николай Рамазанов и Роберт Залеман.
Возведение памятника обошлось российской казне в 753 тысячи рублей серебром. Для изготовления конной статуи понадобилось 21,3 тонны бронзы. Многие современники считали памятник перенасыщенным деталями, однако став центром Исаакиевской площади, он объединил вокруг себя архитектурные постройки разных стилей.
В советское время памятник императору был неугоден новой власти, и его чуть было не демонтировали. К счастью, монумент признали шедевром инженерной мысли и сохранили.
Покидаем Исаакиевскую площадь и выполняем первый поворот направо, сворачивая на Большую Морскую улицу, которая выводит нас на набережную реки Мойки. При движении по тротуару Большой морской улицы мы имеем возможность увидеть Фонарный, Почтамтский и Поцелуев мосты, дом писателя Владимира Набокова и усадьбу ученого Михаила Васильевича Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), а с другой стороны реки Мойки – Юсуповский дворец.
На первых картах Петербурга в этом месте находился деревянный дворец и усадьба царевны Прасковьи Ивановны (племянницы Петра I). В 1726 году имение было подарено царевной Семёновскому полку. В 1770-х годах началось строительство современного здания дворца по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова. Вид дворца существенно отличался от современного. В 1830 году дворец был приобретён князем Борисом Николаевичем Юсуповым за 250 тысяч рублей. С тех пор до 1917 года дворцом владели пять поколений князей Юсуповых. Роскошная резиденция одного из самых богатых родов Российской империи стала известна как «Дворец Юсуповых», хотя и была только одной из 57-ми в России, которые им принадлежали. Дворец вошел в отечественную историю, как место убийства Григория Распутина – сибирского крестьянина, ставшего в начале ХХ века духовным наставником и другом семьи императора Николая II. В 1916 году в наказание за участие в заговоре против скандального фаворита царской семьи, князя Феликса Юсупова выслали из Петербурга, а дворец передали немецкому консульству. Вскоре произошла Октябрьская революция, и здание было национализировано.
Наша пробежка по набережной реки Мойки заканчивается переходом через регулируемый перекрёсток и поворотом на улицу Труда. Преодолевая финишную прямую вдоль одного из старейших музеев России и одного из крупнейших морских музеев мира - Центрального военно-морского музея, мы оказываемся у величественного памятника прославленному адмиралу Федору Федоровичу Ушакову, создание которого ведет свою историю с 1913 года. Революционные события 1917 года на долгие 84 года отложили установку памятника, а экономический кризис 1998 года – еще на 26 лет. В 2001 году Ушаков был канонизирован как местночтимый святой Саранской и Мордовской епархии, а в 2004 году – причислен к лику святых, единственный из российских адмиралов. И вот на площади Труда, где ранее находилась Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, восстановление которой сегодня невозможно, 28 июня 2024 года установлен памятник Святому праведному воину Федору Ушакову. Это позволило сформировать уникальный историко-архитектурным ансамбль на берегу реки Невы с доминантой в виде памятника Петру Великому («Медный всадник»), по обе стороны от которого располагаются символы воинской мощи и славы России – полководец генералиссимус Александр Васильевич Суворов и флотоводец адмирал Федор Федорович Ушаков. Это стало убедительным подтверждением слов Александра III: «У России есть только два союзника: армия и флот».
Оценив духовность и мощь государства, спускаемся в уже известный нам подземный переход и выходим на набережную Адмиралтейского канала. Поворачиваем налево, преодолеваем пешеходный переход и двигаемся вдоль Новой Голландии
ко входу №1, расположенному на 1-ом мосту Круштейна. По знакомому пути оказываемся у санитарных комнат и камер хранения, где оставляли свои вещи.
Здесь заканчивается наш маршрут, но мы не прощаемся, а говорим «До свидания! До новых встреч на городских маршрутах!»